Методическая копилка | Детский сад №24


Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Методическая копилка

 
Консультация старшего воспитателя Краснобельмова А.Ю.
Создание условий в ДОУ для выявления и  развития детской одаренности.
Современному обществу необходимы люди, способные к творческому мышлению и к активной преобразовательной деятельности. Дошкольный возраст самый оптимальный для развития творческой личности.
В нашем ДОУ активно ведется экспериментальная деятельность по выявлению и развитию общих способностей детей, благодаря чему происходит выявление и педагогическое сопровождение детей  с признаками одарённости.
Обогащается предметно-развивающей среды, которая создает и воспроизводит условия для развития и обучения детей с разносторонними способностями, «одаренных» детей.
Созданы авторские программы педагогами ДОУ по развитию творческих, интеллектуальных, художественных, физических и других способностей дошкольников.
 Будут разработаны методические рекомендации педагога-психолога по выявлению и развитию детской одаренности в условиях ДОУ для педагогов.
Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».
  Различают одаренность:
-социальную, иначе лидерскую;
-художественную - музыкальную, изобразительную, сценическую;
-психомоторную, определяющую исключительно    спортивные способности;
академическую, которая проявляется  в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
-интеллектуальную - это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок - умник и умница, а в школе - отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим;
-творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают - и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.
    Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, т.к. они понимают его лучше.
      Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, психолога, воспитателей.
Проблемы работы с одаренными детьми обсуждались на педсоветах, круглых столах. Методологической основой программы развития системы воспитания детей является личностно – ориентированный подход (опора на субъектный опыт жизнедеятельности человека) и деятельностный подход (опора на ведущую деятельность, как движущую силу развития личности). Научно-методическое обеспечение деятельности базовой площадки по работе с художественно одаренными детьми основано на концепции арт-терапевтического воздействия на воспитанников. Возможность обучения и развития одаренного ребенка во многом определяется сопровождающими его взрослыми и, прежде всего, педагогами. Именно поэтому особую остроту и значимость приобретает проблема компетентности педагога, работающего с одаренными детьми. Педагоги нашего ДОУ  систематически повышают свою компетентность, обучаясь на курсах повышения квалификации, участвуют в семинарах, МО, конкурсах педагогического мастерства.  Все педагоги и специалисты ДОУ работают в тесном взаимодействии. В организации образовательного пространства можно выделить три поля взаимодействия. Первое поле формируется на основе предметной деятельности. Педагог и ребенок взаимодействуют в творческом объединении, сочетая работу в группе и индивидуальную. Совместная постановка целей, порождающих состояния неопределенности дальнейшего развития и непредсказуемости результата, поддерживает и развивает надситуативную активность в ребенке. Педагог выступает в роли фасилитатора его интересов и творческих способностей.
В рамках экопсихологического подхода этот процесс можно считать обучением в контексте образа жизни, ориентирующем ребенка на выстраивание индивидуального образа жизни, на гармонизацию отношений человека с миром.
 Позиция родителей заключается в понимании и поддержке разнообразных форм взаимодействия ребенка и педагога, обеспечении участия детей в конкурсах, фестивалях, конференциях. Второе поле взаимодействия – создание условий для предъявления и интеграции инициатив одаренных детей. Формами такого взаимодействия являются:
- решение актуальных психологических проблемы детей, обогащение опытом развивающего взаимодействия педагога и ребенка;
- поиск локальных и универсальных технологий развития одаренности: технологии развития надситуативности, апробация форм и способов работы по проблеме жизненного сценария творческой личности, создание условий для рефлексии гармонизирующей функции индивидуального стиля, поддержка и развитие гармонизирующих и конструктивных персонализаций.
Третье поле. Проектирование образовательной деятельности, оценка эффективности образовательного процесса, педагогическая рефлексия происходит в поле взаимодействия воспитывающих взрослых: «педагог – психолог – родители – специалист».
 Формы взаимодействия:
развитие партнерских коммуникаций «педагог-родитель»;
 психологическое консультирование и психолого-педагогические консилиумы;
 методические семинары: теоретические, аналитические;
 педагогические советы;
 тренинги личностного роста для педагогов (в том числе видеосеминары;
семинары, направленные на поиск содержания и новых элементов в организации образовательного процесса в рамках авторской лаборатории «педагог-ребенок»
 Для педагога это взаимодействие создает условия формирования и развития рефлексивной и исследовательской позиции, профессиональной компетентности.
В дальнейшем  планируется продолжать работу по данным направлениям. Для расширения работы по выявлению и сопровождению одаренных детей мы планируем:
v Организация повышения квалификации педагогов по работе с одарёнными детьми, через краткосрочные курсы при ГАУ ДПО «СОИРО».
v Повышение квалификации педагогов и специалистов дистанционно.
v Организация и проведение мероприятий для педагогов города по теме «Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ».
v Совершенствование уровня психолого – педагогической грамотности, повышение компетентности в области знаний работы с одаренными детьми.
v Разработка методических рекомендации психолого - педагогического инструментария для выявления и развития одаренных детей.
v Содействовать педагогом в организации работы с родителями детей имеющих ярко выраженные способности.
v Организация дополнительной кружковой работы в соответствии с интересами и склонностями детей.
v Разработка занятий по развитию интеллектуально-творческого потенциала детей.     
v Повышение познавательной активности у всех дошкольников.
v Разработка ленты занятий по речевому, математическому и физическому развитию, художественному творчеству дошкольников.
v Участие педагогов в дистанционных семинарах по работе с одарёнными детьми.       
v Презентация опыта работы экспериментальной площадки на Экспертном совете при ГАУ ДПО «СОИРО».

 



Консультация для родителей

МДОУ «Детский сад №24 «Кораблик»

ФГОС: Стандарт второго поколения в ДОУ.

 

В настоящее время продолжается модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.

Впервые в истории образования РФ в дошкольные учреждения вводятся с сентября 2013 года ФГОСы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами. Но что значит – «стандартизация образования дошкольников»?

До вступления нового закона в силу, в дошкольных учреждениях действуют федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Принципиальное отличие стандарта от ФГТ заключается в том, что в нем устанавливаются еще и требования к результатам.

Подготовка детей к обучению в школе на протяжении всего периода исследования является для родителей важным направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений. Необходимо отметить. Что приоритет данного аспекта отвечает потребностям общества и государства в сегменте обеспечения каждому ребенку дошкольного возраста «равного старта», в частности оптимального уровня развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе, преемственности дошкольного и начального образования.

Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе— на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Новый стандарт не призван менять работу в детских садах в одну секунду, однако тренды выстраивания всей системы дошкольного образования в нем заданы достаточно серьезные, и они предполагают проведение действительно большой работы.

Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И в настоящее время основной задачей детских садов становится создание условий, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе. В наших планах на 2014 год - работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им работать по стандарту. Именно требования к условиям развития детей – к среде развития ребенка, требования к деятельности педагогов и т.п.— наиболее детально прописаны в стандарте. Дошкольный стандарт – это стандарт условий.

 

Старший воспитатель ДОУ

Краснобельмова А.Ю.

 

 

 

 

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ДОУ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

 

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.

Модель выпускника имеет большое значение.

Во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения,

во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива

в-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.

По мнению многих родителей готовый к школе ребенок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в руке карандаш. На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником,  акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». Вот портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе:   

 

·                         Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

·                      Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

·                       Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

·                      Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

·                        Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

·                       Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

·                       Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

·                       Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

·                       Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.